О молитве

Молитва — как связь – это духовное        содержание любой религии.
И есть неверная молитва, которая может привести к самым печальным последствиям.

Особое внимание отцы уделяют молитве Иисусовой, т.к.утренние и вечерние молитвы совершаются только в свое время, а молиться надо весь день.

Надо упражняться в молитве, понуждать себя к ней (как спортсмены упражняются) – и с начала, а не с середины и не с конца.

С середины – начинают те, кто принимают руководства отцов без подготовки, хотят взойти умом в сердечный храм, и оттуда воссылать молитву.

С конца – те, кто хотят немедленно раскрыть благодатные действия молитвы, ее благодатные дары, переживания и сладости (Кстати, этим наполнена книга «Откровенные рассказы странника…»).

Этапы молитвы:

1) Устная молитва – языком или шепотом.

2) Следующая ступень – эта молитва может стать умственной молитвой – как мысль.

3) Следующий этап – соединение ума с сердцем – когда в ответ на покаянную молитву начинает откликаться сердце, и происходит неизъяснимый акт, который дается Богом – акт соединения ума с сердцем. Это происходит не по воле человеческой, а только по воле Божией. Тогда молитва становится непрестанной – что бы человек ни делал.

4) Есть и более высокая ступень молитвы – которая совершается в полном молчании ума и всех сил души, в полном мире души. Дух молится в человеке. Иногда это называется созерцательной молитвой. Исаак Сирин писал о таком молчании – «молчание суть тайна будущего века, а слова суть орудия этого мира».

Поэтому молитву надо начинать не с конца и не с середины, а с начала.

Начало молитвы – это три главных компонента молитвы — Внимание и благоговение с целью покаяния.

Где нет внимания, нет молитвы, там молитва провалилась. И можно какие угодно всенощные отстаивать – проку никакого не будет.

Монах Меркурий, «В горах Кавказа» — непрестанность молитвы отнюдь не означает ее благодатность, поскольку главное здесь – это дары молитвы. И Петр Дамаскин – что итогом правильной молитвы д. быть «видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».

И можно всю жизнь совершать службы, присутствовать за службами – и так и не помолиться. Гигантское время проводят верующие за службами – и представьте, все впустую. А самомнение какое начинает расти! Кажется, в храме, на богослужении – а на самом деле – мыльные пузыри.

Распяли Христа как раз те, кто провел всю жизнь в храме – и вне сомнений – ни разу не помолились.

А.И.Осипов