Благоверный князь Роман Брянский.

Божественным промыслом и историческими обстоятельствами сложилось так, что Черниговская епархия вместе с брянской землей на протяжении нескольких веков составляли единое духовное родство. Что и дает право именовать отдельных брянских святых своими, так как они принадлежали в то время одной епархии – Черниговской и Брянской.

Впервые Благоверный князь Роман Михайлович (сын князя мученика Михаила ) упоминается в Ипатиевской летописи в связи с походом на его имения литовского князя Миндовга. Как раз в это время “бысть свадьба у Романа у князя у Брянского и поча отдавати милую свою дочь именем Ольгу за Владимира князя сына Василькова внука великого князя Романа Галичского”. Узнав о внезапном нападении литовцев, Роман Михайлович прямо со свадебного пира отправился навстречу врагам. Битва произошла где-то северо-западнее Брянска. Роман Михайлович “показа мужество свое”, был ранен, но на голову разбил литовцев и “приеха в Брянск с победою и честию великою.” Свадебный пир был продолжен и затем княгиню Ольгу отправили в Волынское княжество.  Сопровождал ее старший сын Романа Михаил со многими боярами.

В 1274 году Меньгу-Тимер дал князю Галицкому Льву в помощь против литовцев всех западных князей, в том числе и Брянских правителей – князя Романа и сына его Олега. В том же году Олег Романович ездил к сестре своей во Владимир-Волынский.

Последнее известие о Романе Михайловиче встречаем в 1288 году в сказании о явлении Свенской (Печерской) иконы Божией Матери  и о начале Брянского Свенского монастыря. “В лето 6796 (1288), – как повествует сказание, – благоверный великий князь Черниговский Роман Михайлович, будучи во вотчине свой во Брянске, по Божьему изволению ослеп очами, и слыша о чудесах исцелений, случавшихся от иконы Пресвятой Борогородицы  Печерской и от великий чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских, посла гонца своего в тот Печерский монастырь с милостыней и просьбой об отпуске той иконы чудотворной к нему в Брянск, для испрошения у нее исцеления”. Древний же список Свенской чудотворной иконы с изображением в лицах явленных чудес от нея поясняет, что великий князь Роман Михайлович Брянский посла в Киев вместе со священниками и “архимандрита Петровского” (Брянского Петро-Павловского монастыря).

Печерский архимандрит, с согласия братии, отпустил к Благоверному князю со священниками икону на лодке Десною. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны, но едва провожавшие сказали: “Проведем эту ночь в Свене реке”, лодка пошла и они заночевали на правом берегу. Проснувшись, они пошли помолиться перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы,  но не нашли ее. Тогда они пошли искать святую икону на горе против реки Свены и нашли ее на большом дубу, между ветвями. Об этом чуде было донесено князю Роману. Князь, сопровождаемый священниками, отправился пешком к месту где была икона. Дойдя до того места, где сейчас стоит Свенский монастырь, вздохнув, он со слезами сказал: “О пречудная Владычица Богородица, матерь Христа Бога нашего! Даруй мне очами своими видеть свет и твой чудотворный образ.”

Список Свенской Печеской иконы Пресвятой Богородицы.

Тут же князь Роман дал обет построить на этом месте  храм и дать ему столько земли, сколько увидит с этого места. В ту же минуту он увидел тропинку и велел поставить Крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь громко сказал: “О Пресвятая Владычице, Госпоже Дево Богородице! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очам моим!” После этой молитвы он прозрел и стал видеть лучше чем раньше. Князь Роман приказал снять с дерева икону, но никто из простых священников не мог ее снять, один епископ снял ее и поднес к князю. Приложившись к чудотворному образу, благоверный князь отслужил молебен и сам со всеми бывшими начал рубить деревья. Вскоре был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позже князь созвал братию и устроил монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом.

После 1288 года имени князя Романа в письменных источниках не встречается и можно предполагать, что он вскоре скончался.

Ханы Золотой Орды с опаской смотрели на усиление Брянского княжества и авторитета Романа Брянского среди других князей. Вполне может быть достоверным сообщение “Синодального родословца”, что Роман был убит в Орде по приказу хана Тохты.

Святой князь Роман Брянский издавна именуется святым благоверным князем в Русских летописях и агиографической литературе. На Брянщине он местно почитается как благоверный князь и небесный покровитель Брянской земли.

И Черниговская земля именует его своим покровителем и молитвенником, так как он совершал свое служение в пределах одной епархии – Черниговской и Брянской, под амофором одного епископа.