Священномученик Василий епископ Прилукский.

Священномученик Василий ( 4.04.1870, с. Зимарово Раненбургского у. Рязанской губ.- 7.02.1930, Москва), сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице – в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии. Сын протоиерея Боголюбской ц. в с. Зимарове. Окончил юридический фак-т С.-Петербургского ун-та и СПбДА со степенью канд. богословия. Преподавал рус. язык в ДУ, впосл. преподавал в Екатеринославской ДС, исполнял должность епархиального миссионера. Был избран членом Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. от мирян Рязанской епархии, активно участвовал в работе Собора. В полемике, развернувшейся вокруг вопроса о взаимоотношениях Церкви и гос-ва, отстаивал необходимость независимости Церкви; критиковал позицию нек-рых членов Собора, желавших добиться от гос-ва содержания взамен на церковную свободу.

По окончании работы Собора Зеленцов в 1918 г. был послан миссионером в Полтавскую епархию; в следующем году Полтавским архиеп. Феофаном (Быстровым) рукоположен во священника к Троицкой ц. Полтавы. В Полтаве свящ. Василий активно занимался миссионерской деятельностью, обходил окраины города для просвещения сектантов, баптистов, католиков, евреев. Помогал неимущим, содержал на своем иждивении 4 детей-сирот, у к-рых умер отец-священник. Свящ. Василий стремился привлечь к участию в богослужении всех молящихся, для деятельного противодействия насаждавшемуся гос-вом безбожию организовал при Троицкой ц. молодежное Покровское христианское об-во.

Священник часто проповедовал в разных храмах Полтавы. После того как в июле 1919 г. город заняли войска ген. А. И. Деникина, свящ. Василий в Троицкой ц. и, по благословению архиепископа, в городском соборе, на площадях города после совершения молебнов часто произносил проповеди в поддержку белого движения. Когда деникинская армия и с ней часть духовенства уходили из Полтавы, священник решил остаться, по его просьбе губернатор предоставил для эвакуирующегося духовенства отдельный вагон. Ушедший с белыми настоятель храма Кадетского корпуса прот. Сергий Четвериков поручил часть церковного имущества свящ. Василию, с тем чтобы последний передал его по назначению. Свящ. Василий исполнил это поручение, при передаче ценностей ему была дана соответствующая расписка, к-рая была изъята у него при обыске во время кампании по изъятию церковных ценностей и явилась «доказательством» его вины.

Во время изъятия церковных ценностей в 1922 г. свящ. Василий обратился к верующим с призывом жертвовать голодающим хлеб, но не передавать властям богослужебные предметы, т. к. был уверен, что они не будут использованы для помощи голодающим. Священник обратился к властям с просьбой сообщить, сколько нужно хлеба для передачи голодающим, но не получил ответа, в городе началось массовое изъятие церковного имущества. В это время свящ. Василию стало известно содержание телеграммы начальника Полтавского ОГПУ вышестоящему начальству в Харьков, в к-рой тот отчитывался о ходе кампании по изъятию ценностей и сообщал о намерении приступить к арестам духовенства. Священник немедленно сообщил о телеграмме духовенству. 30 мая 1922 г. свящ. Василий был арестован, заключен в тюрьму в Полтаве. Сначала находился в общей камере, все продукты, к-рые ему передавали, распределял среди заключенных, затем был переведен в одиночную камеру.

Показательный судебный процесс по делу свящ. Василия проходил в здании Полтавского муз. уч-ща 9-12 авг. 1922 г. 12 авг. был зачитан приговор, священника обвинили в том, что он «призывал население к активной борьбе с варварами-большевиками, как гонителей, по его, Зеленцова, выражению, Евангелия и православной Церкви, предлагая населению поддерживать, кто чем может Добровольческую армию», в разглашении телеграммы ОГПУ, имевшей, по мнению суда, «характер государственной тайны», в сокрытии церковных ценностей храма Кадетского корпуса. Суд пришел к выводу, что «вся деятельность Зеленцова, на протяжении 4 лет направленная к борьбе с советской властью, а равно и заявление гражданина Зеленцова, что своих убеждений он не меняет, заставляет революционный трибунал рассматривать гражданина Зеленцова как определенного нераскаявшегося контрреволюционера и врага трудящихся масс», и приговорил священника к расстрелу. Сразу же после вынесения приговора делегаты от полтавских заводов поехали в Москву ходатайствовать перед властями об изменении приговора, адвокат подал кассационную жалобу в Верховный трибунал. 20 авг. 1922 г. Верховный трибунал принял решение о замене смертной казни 5 годами тюремного заключения.

Свящ. Василий отбывал срок в общей камере городской тюрьмы. Почти каждый день верующие передавали ему продукты, среди заключенных священник пользовался уважением и любовью, его избавляли от исполнения тюремных нарядов. Обеспокоенная тем, что свящ. Василий пользовался среди заключенных авторитетом, тюремная администрация перевела его в харьковскую тюрьму. В это время полтавская пресса вела пропагандистскую кампанию против священника, в частности, в газ. «Большевик Полтавщины» некий Капельгородский опубликовал сатирический «акафист» свящ. Василию, в к-ром высмеивал священника и «предрекал» буд. его прославление Церковью.

В 1925 г. свящ. Василий подал прошение о досрочном освобождении. В июне 1925 г. при обозрении харьковской тюрьмы контрольной комиссией он заявил представителям комиссии: «Убедившись, что советская власть стала народной властью и, уважая право народа самому по своему желанию выбирать и организовывать себе верховное правительство, я теперь ищу мира с сов. властью, обещаюсь по выходе из заключения отдать все свои силы исключительно на служение Церкви». 12 июня 1925 г. свящ. Василий был освобожден, вернулся в Полтаву. Будучи в заключении, священник помогал нищей с маленьким сыном, просившей подаяние у стен тюрьмы. Женщина умерла, священник стал заботиться о мальчике, впосл. поселившемся вместе с др. воспитанниками у свящ. Василия.

В это время в Полтавской епархии возник раскол, к-рый возглавил еп. Феофил Булдовский. Свящ. Василий выступал с обличениями нового движения, приглашал в Троицкую ц., настоятелем к-рой являлся, сторонников еп. Феофила разъяснять свои позиции прихожанам. У тех, кто слушал проповеди свящ. Василия и др. правосл. священников, а также выступления сторонников еп. Феофила, не оставалось сомнений в беззаконности нового раскола. 13 авг. 1925 г. священник был вызван на допрос в ОГПУ. Его обвинили в том, что он устраивает в храме религ. диспуты и тем самым производит возмущение среди населения города. После допросов свящ. Василий был освобожден.

В авг. 1925 г. архиеп. Полтавский Григорий (Лисовский) постриг свящ. Василия в мантию и возвел в сан архимандрита. 25 авг. 1925 г. архиеп. Григорий и тайно прибывший в Полтаву Глуховский еп. Дамаскин (Цедрик) в Троицкой ц. хиротонисали В. во епископа Прилукского, вик. Полтавской епархии. В. остался настоятелем Троицкой ц., по приглашению духовенства служил и в др. храмах Полтавы. В храмах, где служил В., всегда было много молящихся, к-рые стремились услышать его проповедь, привлекавшую не красноречием, но верой, бесстрашием, искренностью. Кроме служения в епархии В. принимал участие в решении общецерковных вопросов, предпринял усилия для умаления влияния григорианского раскола (письмо архиеп. Григорию (Яцковскому) 1 марта 1926), выступил против неправомерных попыток Ярославского митр. св. Агафангела (Преображенского) встать во главе церковного управления (письмо митр. Агафангелу 6 мая 1926).

27 авг. 1926 г. В. был вызван в Харьков и там арестован, затем препровожден в Бутырскую тюрьму в Москве. 30 авг. Полтавское ОГПУ составило обвинительное заключение, т. о. характеризовав епископа: «Желая создать себе авторитет и, кроме того, усилить тихоновщину как таковую, гражданин Зеленцов созывает нелегальный диспут с булдовцами, во время к-рого старается доказать, что единственная правая церковь это тихоновская. Почувствовав под собой твердую почву в лице своего авторитета среди верующих, Зеленцов переходит к будированию всей массы, подстрекая последнюю активно выступить и потребовать тихоновскому течению привилегий». Полтавское ОГПУ рекомендовало выслать В. из Украины на 3 года. 24 сент. 1926 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило В. к 3 годам ИТЛ по обвинению в «дискредитации советской власти», епископ отбывал срок в СЛОН. Летом следующего года В. отправил 2 письма митр. Сергию (Страгородскому), в к-рых выразил несогласие с отдельными положениями «Декларации» 1927 г. Во втором послании, озаглавленном «Необходимые канонические поправки к Посланию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного при нем Патриаршего Священного Синода от 16 (29) июля 1927 г.», В. развивал свою главную идею о независимости церкви от гос-ва и утверждал, что советская власть не может быть «от Бога, тогда как она уничтожает все, что есть Божьего на земле». («Декларация» не содержит слов о том, что советская власть «от Бога». По-видимому, В. ответил на то место в «Декларации», где говорится: «В совершающемся у нас, как везде и всегда, действует … Десница Божия».- Акты свт. Тихона. С. 512).

22 окт. 1928 г. В. в порядке разгрузки мест заключения был досрочно освобожден из лагеря и выслан на 3 года в Сибирь, поселился в дер. Пьяново Братского р-на Иркутского окр. В материалах следственного дела 1930 г. содержатся сведения о том, что в ссылке В. «начал ряд богосл. работ на тему: перевод литургии на рус. яз. с богосл. примечаниями… пояснения к кн. Апокалипсис… каноническое положение неправославных христиан и др.». Продолжая полемику с митр. Сергием, В. передал своим единомышленникам объемное соч. «В чем состоит верность Христу в церковной жизни», в к-ром, по свидетельству того же следственного дела, «писал о неканоничности действий митр. Сергия и его Синода». Рукопись была размножена верующими и получила широкое распространение.

1 дек. 1929 г. вышло распоряжение ОГПУ об аресте В., 9 дек. сотрудники ОГПУ добрались до деревни, где жил епископ, произвели обыск и арестовали В. В янв. 1930 г. его отправили в Москву в Бутырскую тюрьму. В нач. февр. было составлено обвинительное заключение, в к-ром В. ставилась в вину вся его предшествующая деятельность, его требование бескомпромиссности в отношениях Церкви к враждебному ей гос-ву. В. был расстрелян по постановлению Коллегии ОГПУ от 3 февр. 1930 г., погребен в безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве. Причтен к лику местночтимых святых на заседании Синода УПЦ в 1997 г. Прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.